Банный король


Старый токарь Семен Григорьевич собирается в баню. Жена относится к этому скептически. «— И охота тебе каждый выходной в баню переться? — запротестовала Екатерина Захаровна. — Есть, кажется, ванна: напусти воды и мойся хоть каждый день! — Напусти сама и мойся, — беззлобно посоветовал Семен Григорьевич, давно уже привыкший к подобным разговорам. — Тесно в твоей ванне, как в мышеловке, а настоящее мытье простора требует, чтобы веником было где похлопать, попотеть всласть. В ванне только детей купать, а взрослому человеку баня необходима: там он душой добреет…»  

 

Всю хворь повыгнал


Много примечательного о традициях русской бани можно почерпнуть в романе Георгия Маркова «Сибирь». Вот Акимов вместе со стариком Федотом Федотовичем парятся в деревенской бане. «Едва Акимов разделся, тело его обложило влажное тепло Выступил пот, с кожи ровно начал сползать, как изношенная рубаха, верхний слой…»  

 

Парок с мятой


В романе Александра Федеева «Последний из Удэге», над которым писатель работал почти тридцать лет, есть любопытные строки о бане. О том, как ее любят на Дальнем Востоке. «Ах да, ведь баня будет!» — с удовольствием подумал Алеша.  

 

Баня, баня, мать родная


А как не вспомнить рассказы о русской бане Федор Ивановича Шаляпина! — Это у меня с детства! — так говорил великий артист о своей любви к русской бане. «Любил я с отцом, — вспоминает Шаляпин, — ходить в баню… Там мылись и парились мы часами; до устали, до изнеможения. А потом, когда ушел я из дому, помню: в какой бы город я ни приезжал, первым долгом, если хоть один пятак был у меня в кармане, шел я в баню и там без конца мылся, намыливался, обливался, парился, шпарился — и опять все сначала».  

 

Перед наступлением на Казань


Замечательный советский писатель Вячеслав Шишков отлично знал русский быт, особенно жителей Урала и Сибири, где издавна любят жаркую баню. В историческом повествовании об Емельяне Пугачеве есть любопытный эпизод, в котором русская баня раскрывается во всем ее многообразии, и нынешние любители парной узнают немало интересного о банной процедуре  

 

Для «крепости и здравия тела»


Рассказывая о русской бане, хочется снова вернуться к трактату Антонио Нуньеса Риберо Санчеса. Санчес пишет о российских банях как о драгоценнейшем благе, которое может послужить для «крепости и здравия тела» не только в России. Так, собственно, и получилось. Русские бани стали распространяться во всем мире. Так, например, после похода Наполеона в Россию, его разгрома и вступления русских войск в западноевропейские страны наши бани стали строить во Франции, Германии, Швейцарии. Еще в XVIII веке парилки по нашему образцу стали делать в Лондоне и Нью-Йорке.  

 

Эликсиры хорошо, а баня лучше


В Москве на нынешней Колхозной площади возвышалась знаменитая Сухарева башня. В ней происходили заседания таинственного «Нептунова» общества под председательством Лефорта. Непременными участниками заседаний были Петр I и его ближайшие сподвижники — Брюс, Меншиков, Апраксин. Рассказывали, что будто Яков Брюс тщился составить в лаборатории Сухаревой башни эликсиры живой и мертвой воды и завещал своему слуге оживить себя после смерти. Любознательный Петр следил за опытами, а сам тем временем предложил устроить «лечительные» бани. «Эликсиры хорошо, а баня лучше».  

 

Русская баня на берегах Сены.


В Париже Петр I был не один, а с гренадерским корпусом. Русские солдаты скучали, тосковали по матушке России, слабели духом и телом. Чувствуя, что теряют свою солдатскую сноровку, солдаты стали просить Петра о бане. Государь, как известно, сам был большой охотник попариться, поэтому просьбу своих подчиненных удовлетворил. Вскоре на берегу Сены в одном из домов была оборудована настоящая русская баня с замечательной парилкой. Солдаты тоже подготовились к бане, смастерили себе веники. Не березовые, конечно, но тоже подходящие.  


 

Немецкий автор В.Ротом - о пользование баней.


 
"Пользование банями наиболее распространена в русской армии, за то не одна армия не страдает столь мало кожными болезнями, а в особенности "чесоткой" В силы русского народного обычая , каждый непременно купается один раз еженедельно в паровой бане."
Такая паровая баня обыкновенно состоит из
 


 

Устройство общ. Бани при Лжедмитрии


Каждый Русский считал БАНЮ и очень любил её, не представлял жизни без бани: по словам "Олеария" Русские считали Лжедмитрия чужестранцем главным образом за то, что он не любил Банится. Общественные русские парные бани описываются "Олеарием" так.  


 

Мыло на Руси


На Руси варили мыло с давних времен. И в домашних условиях, и в специальных мастерских. Целые деревни занимались «поташным промыслом» так называли производство мыла. Далеко за пределы нашей страны шла слава о валдайских и костромских мастерах мыловарения. При Пертре I приобрело широкое развитие и производства поташи (мыловарение). До 1706г. Поташные промыслы были в введенье "Приказа Большие казны", а приказ этот относит на ко временам Иоанна III, 1462г.-1505г. Поташ(мыло). Поташ (мыло)